Общее образование

Деятельность общеобразовательных учреждений, управления по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан определена муниципальной программой «Развитие образования в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» до 2020 года. Программа направлена на создание эффективного комплекса условий для обеспечения доступного и качественного образования.

По состоянию на 1 января 2018 года в 24 общеобразовательных учреждениях обучаются 20 тысяч 155 школьников, работает более тысячи (1068) педагогических работников, в том числе 938 учителей.

По Государственной программе Российской Федерации, направленной на создание дополнительных учебных мест в рамках сокращения доли обучающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 – 2025 годы с целью создания дополнительных ученических мест в образовательных учреждениях Калининского района произведен ремонт помещений в 8 общеобразовательных учреждениях: МБОУ «Лицей №52», «Центр образования №53», Школа №№ 75,78, 112,131, гимназия № 105, МАОУ «Гимназия № 111» - освоено финансирование в размере 21 млн.114 тыс. 490 рублей – создано 400 дополнительных учебных мест.

По программе «Развитие образования в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» в 2017 году в 5 образовательных организациях, в том числе 2-х детских садах: №№203 и 320 и 3-х школах: МБОУ Школа №№ 56, 112 и «Башкирская гимназия № 140 им. З. Биишевой» произведен капитальный ремонт с освоением выделенного финансирования в размере 8 млн. 600 тыс. рублей.

На августовском совещании перед руководителями образовательных организаций была поставлена задача активизировать деятельность с целью   получения финансовой поддержки в виде грантов на реализацию инновационных идей и разработок.

В 2017 году двухмиллионный грант получила гимназия № 105 по направлению «развитие механотроники в школе». В настоящее время коллектив гимназии успешно осваивает полученные деньги, есть определенные результаты.

 В течение 2017 года для участия в грантах также заявлялись два наших общеобразовательных учреждения - лицей № 68 и школа № 87.

В текущий период над получением гранта по направлению «Цифровая образовательная среда и электронное обучение в образовательной организации» работает лицей № 52.

Основной задачей развития современной системы образования является обеспечение роста его качества.

Качество знаний учащихся остается на уровне прошлого учебного года и составляет 62 % .

Единый государственный экзамен в 2017 году проведен без технических и организационных нарушений. Результаты итоговой аттестации детально проанализированы на августовском совещании. Дальнейшая работа по обеспечению открытости и объективности государственной итоговой аттестации и повышению качества образовательного процесса строится на основе разработанного плана работы.

Главным направлением работы школ является дальнейшее внедрение нового содержания образования. Учащиеся с первого по седьмой классы занимаются по федеральным государственным образовательным стандартам в штатном режиме. 8-9-е классы двух пилотных школ №№ 112,118 и 10-е классы школы № 112 - в порядке эксперимента.

Повышение качества образования напрямую зависит от профессионального уровня педагогов.

Приоритетными остаются два основных направления повышения квалификации: вопросы итоговой аттестации и реализация федеральных государственных образовательных стандартов. В целях соответствия требованиям стандарта прошли подготовку 27% учителей. С целью методической помощи учителям проводятся районные обучающие семинары, также на базе школ района проводятся семинары городского и республиканского уровней.

Организовано профильное обучение в рамках учебных планов в 9 и 11-х классах общеобразовательных учреждений с охватом – 906 учащихся. Из них наибольшее количество – 52% обучаются по   физико-математическому профилю; 11% - по социально-гуманитарному; также 11% - по социально-экономическому; 8% - по химико-биологическому; 6% - по естественно-научному; 3% - по физико-химическому. В 2017 году введены два новых профиля – это информационно-технологический в школе №118 – 6% и художественно-эстетический в школе № 70 – 2%.

В ряде школ предпрофильное обучение ведется в качестве углубленного изучения отдельных предметов.

Лучшие практики профильного обучения в настоящее время показывают лицеи №№ 60 и 68, являющиеся ассоциированными школами Союза машиностроителей России, и школы №№ 51 и 112, где внедрен опыт по организации сетевого взаимодействия.

Третий год в общеобразовательных учреждениях района реализуется профориентационный проект «Только вместе». Проект позволил организовать комплексную работу по изучению отраслей экономики республики. Мы присоединились к всероссийскому движению Juniorskills.   В движении принимают участие ОУ №№ 52,55,131,68,140,60,112; ЦТ «Содружество», ЦТТ «Гефест». В развитии данного проекта есть первые достижения. Во II региональном чемпионате Juniorskills, прошедшем в феврале 2017 года на базе УГНТУ, команда лицея № 60 заняла I место в компетенции «Электромонтажные работы», команда Центра технического творчества «Гефест» - 2-е место.

Профориентация, развитие электронного образования, углубленное изучение математики, физики, информатики – это те ориентиры, на которые мы опираемся в течение учебного года. Ключевой педагогической задачей при этом является зарождение у школьников способностей к конструкторскому и модельному мышлению как основы будущей инженерной деятельности.

Свыше 70% учреждений активно взаимодействуют с вузами республики и России. Результатом данной деятельности стало увеличение до 50% доли выпускников, поступивших в 2017 году на технические    специальности (в 2015 г. - 47%).

Директорам школ необходимо продолжить работу по дальнейшему внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, развитию предпрофильного и профильного обучения, повышению профессионального мастерства учителей.

На основании действующих федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 школах созданы условия для инклюзивного обучения, функционируют коррекционные классы. Реализуется проект по обучению детей с ментальными нарушениями.

Организована система взаимодействия с психолого-медико-педагогическими комиссиями, соответствующими кафедрами вузов, общественными организациями.

Ведется работа по созданию комфортных и доступных условий для детей-инвалидов. В рамках государственной программы «Доступная среда» оснащены 13 школ.

В 2018 году необходимо продолжить работу по развитию адаптированной образовательной среды.

Важной задачей для нас остается поддержка одаренных детей, обеспечение необходимых условий для их интеллектуальной и творческой самореализации.

Эффективность работы в данном направлении, в первую очередь, определяется результатами участия во Всероссийской олимпиаде школьников. По ряду предметов, таких как биология и экология, математика, физика, информатика на региональном этапе наши учащиеся показывают хорошие результаты.

За последние три года улучшились результаты по МХК, литературе. Остается актуальным вопрос качества подготовки учащихся к участию в олимпиадах по русскому языку, истории, химии, физической культуре.

 Реализация электронного образования является органичной частью современного образовательного процесса.

В общеобразовательных учреждениях успешно работают системы учета успеваемости и посещаемости обучающихся. 100% школ перешли на электронный журнал и дневник.

Более 79% педагогов применяют мультимедийный контент на уроках и во внеклассной работе.

Учителя района принимают участие в совместном с БГПУ им. М. Акмуллы проекте "Открытая школа".

Необходимо активизировать работу по использованию в педагогической деятельности современного образовательного контента, продолжить работу по созданию условий для качественного ведения учета успеваемости и посещаемости в электронной форме.

Рост качества образования невозможен без его объективной оценки. Руководителям образовательных организаций необходимо:

–        совершенствовать структуру сайтов, информация об учреждениях должна быть максимально открытой и доступной, понятной для любого пользователя.

–        создавать более комфортные условия для всех участников образовательных отношений.

В 2017 году были сохранены все виды и формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Охват составил 100% детей.

Наряду с отдыхом было организовано временное трудоустройство подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В целом, в 2017 году показатели по охвату отдыхом и оздоровлением достигнуты, в 2018 году необходимо их сохранить.

В образовательных учреждениях района проводится систематическая работа по укреплению здоровья обучающихся.

В прошедшем году совместно с отделом культуры, молодежной политики и спорта проведено около 50 спортивно-массовых мероприятий с детьми школьного возраста.

Во всех школах третий час урока физической культуры реализуется по различным спортивным направлениям. В 2017 году нормативы ГТО выполнили 479 (2,37%) обучающихся с первого по одиннадцатый классы. Этот показатель не является даже средним, поэтому руководителям вместе с коллективами необходимо необходимо проработать меры по улучшению данных показателей.

Большое внимание уделяется внеурочным занятиям по физической культуре. В школах функционируют 125 спортивных секций с общим охватом     5667 детей.

Одной из составляющих комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников является обеспечение качественным питанием. Охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных учреждений составляет 59 %.

1139 школьников получают питание за счет адресной дотации (по 35 рублей в день).

Для 540 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется бесплатное двухразовое сбалансированное горячее питание (1-11-е классы – 100 рублей).

В 2017 году необходимо сохранить охват качественным и сбалансированным горячим питанием, продолжить работу по здоровьесбережению учащихся.

Одно из важных направлений социальной политики государства – оказание материальной помощи малообеспеченным семьям с детьми. Многодетным малообеспеченным семьям предоставляется поддержка по бесплатному обеспечению учащихся школьной формой либо комплектом детской одежды. Для подготовки первоклассников к учебному году ежегодно выплачивается компенсация по приобретению школьно-письменных принадлежностей.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная работа с обучающимися.

Огромный воспитательный потенциал несут в себе мероприятия гражданско-патриотической направленности. Школьники района в течение года приняли участие в таких широкомасштабных акциях, как «Вахта памяти», «Бессмертный полк», конкурсах инсценированной песни «Никто не забыт, ничто не забыто!», слете детских общественных объединений «Юные патриоты Башкортостана».

В Год экологии только в мероприятиях городской экологической акции «Природа и человек» приняли участие более 12 000 школьников (12 041 чел.).

Обеспечить в общеобразовательных учреждениях оптимальные условия для осуществления качественного образования учащихся – задача руководителей.

Показатели социально-экономической эффективности свидетельствуют, что достигнуты положительные результаты по освоению бюджетных средств, повышению качества образования, доступности образовательных услуг, оказанию социальной поддержки, повышению квалификации педагогических кадров.

В 2018 году нам предстоит решить ряд задач, отмеченных в посланиях Президента Российской Федерации и Главы Республики Башкортостан. Наша главная общая задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени.