Общее образование

Система общего образования представлена 24 общеобразовательными учреждениями, из них: 14 общеобразовательных школ (№№ 17, 29, 37, 38, 49, 88, 89, 97, 124, 127, 130, 141, 147, 159), 3 гимназии (№№ 47, Татарская гимназия № 84, 93), 4 лицея (№№ 6, 42, Башкирский лицей № 136, 155), 1 Центр образования №114, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов (№№ 31, 40).

В 2017 – 2018 учебном году в 24 дневных общеобразовательных учреждениях района обучается 22944 обучающихся, что на 1046 обучающихся больше, чем в прошлом учебном году.

В течение 2017 – 2018 учебного года продолжена работа по оптимизации штатов общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативными требованиями. Средняя наполняемость класса по району составляет 26,2 обучающихся при норме 25 человек.

Для удовлетворения потребности населения в образовательных услугах в районе на настоящий момент реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Также в районе созданы условия для реализации программ национально-регионального компонента образования (обучение башкирскому языку как государственному и родному, обучение татарскому языку, изучение еврейского языка, преподавание ряда предметов на башкирском и татарском языках).

Профильное обучение реализовывается в 22 ОУ района. Профильные классы на старшей ступени обучения не созданы в СОШ №№ 89, 97. Количество учащихся профильных 10 – 11-х классов составляет 84% от общего количества учащихся старшей ступени обучения. Количество реализуемых школами профилей обучения – 8. Наиболее востребованными в образовательном пространстве района являются следующие профили обучения: физико-математический, информационно-технологический, социально-экономический, социально-гуманитарный.

Профильное обучение в общеобразовательных учреждениях района представлено моделями внутришкольной профилизации. Программы физико-математического профиля – ОУ №№ 6, 37, 38, 42, 47, 49, 84, 93, 114, 130, 141, 155, 159; информационно-технологического – ОУ №№ 17, 31, 42, 114, 136, 147, 155; социально-экономического профиля – ОУ №№ 17, 38, 40, 47, 49, 130, 136, 141; социально-гуманитарного профиля – ОУ №№ 29, 37, 42, 84, 114, 124, 159, химико-биологического профиля – ОУ № 6, 42, 88, 127, 159; физико-химического профиля – ОУ №№ 93, 114, 155; социально-математический – ОУ № 6, социально-информационный – ОУ№6. Наиболее востребованной моделью обучения в образовательных учреждениях района являются модели «многопрофильной» (68,2% ОУ) и «однопрофильной» (31,8% ОУ) школы. В настоящее время реализуется 4 в ОУ №№ 6, 42, 114, 159; в ОУ № 155 реализуется 3, в ОУ №№ 17, 37, 38, 47, 49, 84, 93, 130, 136, 141 – 2 и в ОУ №№ 29, 31, 40, 88, 124, 127, 147 – один профиль обучения. Дифференциация содержания образования в 10 – 11 классах ОУ района осуществляется на основе различных сочетаний базовых, профильных курсов и курсов компонента образовательного учреждения.

Качество обучения по итогам 2016 – 2017 учебного года составило 62,3%, что на 0,3% выше по сравнению с результатами прошлого года, успеваемость – 99,9%.

Количество выпускников, поступивших в вузы, по сравнению с прошлым годом повысилось на 1,3% и составило 84,8%.

В 2016 – 2017 учебном году школы района окончили 1033 выпускника, в том числе выпускник ОУ № 89 – не допущен к ГИА (без учета 3 экстернов ОУ №№ 17, 40, 42). Аттестаты о среднем общем образовании получили 1027 выпускников.

188 (187 + 1 экстерн) выпускников района, 18,2% от общего количества выпускников, окончили школу с медалью Российской Федерации «За особые успехи в учении», и это на 20 (+2,2%) выпускников больше, чем в прошлом году, и составляет 26% от числа медалистов города. Все претенденты на медали подтвердили свои отметки на экзаменах.