Районные отделы (управления) образования
Отдел образования Администрации Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управление по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управление по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Отдел образования Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управление по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Отдел образования управления по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Сокращение отчетности учителей

Учитель должен иметь рабочую программу, вести классный журнал и дневники обучающихся

В соответствии с Федеральным  законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями, разрабатываемыми на основе квалификационных характеристик, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.    № 761-н.

 Как отмечается в Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (далее – Дополнительные разъяснения), подготовленных  Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и  специалистами Общероссийского Профсоюза образования в целях оказания практической помощи в реализации мероприятий, обозначенных в письме Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16 мая 2016 года № НТ-604/08/269 «О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей», в  инструкции по должности «учитель» и (или) трудовом договоре  могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчётной документации:

разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;

осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Таким образом, в соответствии с должностными обязанностями учитель должен иметь:

рабочую программу,

вести электронные классный журнал и дневники обучающихся.

Разъясняется, что:

— Законом № 273-ФЗ  предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя;

— рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

— органы управления образованием субъектов РФ не вправе применять требования о соответствии рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) неким шаблонам (по структуре, количеству и наименованию столбцов, объёму и т. д.), а должны руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного (содержательного), а не количественного (формального) анализа.

В целях сокращения отчётности учителей при выполнении ими должностных обязанностей Минобрнауки и Общероссийский Профсоюз образования

а) рекомендуют:

— органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями;

— руководителям образовательных организаций:

предусматривать распределение должностных обязанностей по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) между несколькими учителями, не включая такие обязанности, например, в трудовые договоры с лицами, впервые поступившими на работу по специальности, в течение первых двух лет после получения ими среднего профессионального или высшего образования;

обеспечивать свободный доступ учителей к утверждённым рабочим программам образовательной организации для использования их в работе, в том числе для реализации права на участие в разработке на их основе (например, в ходе апробации) усовершенствованных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

не ограничивать при утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) право учителей на использование как типовых (без необходимости их перепечатки), так и авторских рабочих программ при соответствии их требованиям ФГОС;

б) предлагают органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций:

исключить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников, а также обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся, так как осуществление иной связи учителя с родителями (лицами, их заменяющими) не требует обязательного использования учителем ИКТ;

обеспечить установление адекватных для соблюдения учителями сроков выставления ими оценок успеваемости обучающихся: в начальных классах — в течение 3 календарных дней, в 5-11 классах – в течение 7  календарных дней, но не позднее даты проведения промежуточной аттестации обучающихся;

учесть, что согласно квалификационной характеристики должности «учитель» ведение электронных журналов и дневников обучающихся может быть включено в должностные обязанности учителя исключительно в рамках осуществления им контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, в связи с чем в случае утверждения дополнительного перечня услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается.

 

Нормативные документы  об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических работников 

Трудовой кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря  2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.    № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №   1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации  на 2014 – 2017 годы

Примечание. 1.Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к перечисленным выше документам опубликованы в  его  информационном бюллетене №2 за июль 2016 года.

2.В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися ( Приложение  1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря  2014 г.   № 1601).

P.S. Письма, рекомендации, разъяснения имеют рекомендательный характер.

Источники: Письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16 мая 2016 года № НТ-604/08/269 «О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»

Письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 года № 323 руководителям региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза «О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»

Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей


ссылка на сайт Блог Инспектора народного образования: http://eduinspector.ru/2016/10/18/uchitel-dolzhen-imet-rabochuyu-programmu-vesti-klassnyj-zhurnal-i-dnevniki-obuchayushhihsya/