Районные отделы (управления) образования
Отдел образования Администрации Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управление по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управление по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Отдел образования Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управление по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Отдел образования управления по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Городской родительский комитет

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе, федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации ”.

В городском округе город Уфа наработан большой опыт по взаимодействию образовательных учреждений с родительской общественностью. С 2006 года успешно функционирует городской родительский комитет, который организует системную работу по сотрудничеству родителей с образовательными организациями. Стало хорошей традицией проведение встреч родительской общественности, педагогов и Администрации города. Ежегодно в конце календарного года проводится городское родительское собрание.

Реализация законодательства в части становления и развития  общественно-государственных  механизмов управления  образованием, потребовала  от городского родительского комитета создания  органов общественного  управления  образованием. В каждой школе созданы управляющие советы, продолжают работу наблюдательные и  попечительские советы.

Городским родительским комитетом ведется работа по привлечению родителей в школах к организации учебного процесса. Формы участия четко определены в законе об образовании: родители являются участниками образовательного процесса и имеют право выбирать язык образования, факультативные учебные предметы, принимать участие в управлении организацией.

Родительским комитетом организуется привлечение родителей к оценке качества образования, путем обеспечения их участия в социологических опросах об удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Также, городским родительским комитетом ведется работа по юридическому сопровождению деятельности образовательных организаций. В частности, компетентные представители городского родительского комитета принимают посильное участие в защите интересов образовательных организаций в судах, а также помогают отстаивать позиции при взаимодействии с контролирующими и надзорными органами.

Серьезным сдвигом в части нормативного обеспечения сотрудничества семьи и школы является то, что на сегодняшний день многие вопросы функционирования школы можно решать на основе частно-государственного партнерства. Повышение финансовой и управленческой самостоятельности повлекшие и повышение ответственности образовательных учреждений невозможно без широкого профессионального участия родителей.

Изменилась не только форма участия родителей в жизни образовательных учреждений, изменились сами подходы. В соответствии с новыми нормативными актами родители обучающихся законодательно определены как заказчики системы образования наряду с государством. Такой статус накладывает ответственность на родителей за результаты воспитания и обучения совместно со школой и детским садом.

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций. Тем не менее, в российской культуре смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием личности прежде всего в семье. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Основная цель взаимодействия семьи и школы - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Проведенные профилактические мероприятия и принятые меры в работе родительской общественности позволили добиться положительных результатов в предупреждении правонарушений среди школьников.

При проведении в школе коллективных мероприятий многие родители не занимают позиций стороннего наблюдателя, а являются их активными участниками.

В 2017 году с целью выявления интересных подходов к организации родительского образования городской родительский комитет принял активное участие в форумах «Формирование ответственного и позитивного родительства как одного из основных направлений социальной политики Российской Федерации» и «Счастье - быть вместе» в городе Москва.

В августе член родительского комитета Нугуманова Венера Рамилевна приняла участие в Москве на съезде «Матери против наркотиков»,  на котором обсуждались вопросы меры профилактики от наркозависимости.

Городским родительским комитетом организована поддержка 12 многодетных семей не только нашего города, но республики. Оказывается поддержка в обустройстве быта, обучении и воспитании детей из многодетных семей.

Активно откликаются родители учеников города на происходящие несчастья на Украине. Родительская общественность оказала содействие в организации помощи  беженцев с Донбасса. Не остались без внимания жители Луганской народной Республики. Родители оказали материальную помощь в виде вещей для пострадавших от военных действий. Приёмный пункт принимал помощь по адресу: ул.Пр.Октября, дом № 114, где не только родители, но и сами обучающиеся принимали активное участие.

Также, родители активно помогли Чесноковскому детскому дому в подготовке воспитанников к предстоящим выпускным экзаменам ЕГЭ. Книги и школьные принадлежности были доставлены для детей в срок осенью этого года.

Несмотря на имеющиеся успехи, пока остаются нерешенными некоторые задачи. Обозначу основные. Как отмечалось выше, школьные управляющие советы имеют ряд управленческих полномочий, однако, ещё не везде можно наблюдать качественные изменения в их работе. В целях реализации поставленных задач в полном объеме, коллегиальным органам некоторых образовательных организаций, необходимо усилить работу в рамках имеющихся полномочий.

Как показывают результаты социологического исследования общественного мнения горожан, у родителей существует дефицит информации о том, какие права у них появились и как ими можно пользоваться. Городской родительский комитет активно подключился к данной деятельности: организуется информирование  родительской общественности на классных родительских собраниях, на уровне школы. Данная работа будет продолжена в сотрудничестве с образовательными учреждениями.

Следующей актуальной задачей является проблема сохранения здоровья детей. Активного участия родительской общественности требуют вопросы формирования у учащихся позитивного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни, развития семейного спорта. Большую озабоченность вызывает информационная незащищенность наших детей. В связи с этим актуализируются задачи, обозначенные в Концепции информационной безопасности детей.

В заключение своего выступления, подчеркну, что решение новых задач, которые стоят перед системой образования, требует консолидации сил школы и родителей. Чтобы вырастить полноценного человека, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники. Делились с детьми своей добротой, опытом и знаниями.