Меню
Главная » Пресс-центр » Новости » 

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Аутизм – это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью – от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).

В настоящее время в мире наиболее широко признанная статистическая оценка людей с расстройством аутического спектра (РАС) составляет примерно 1% населения.

По оценкам ВОЗ, один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая существенно варьируется в разных исследованиях. По некоторым недавним исследованиям, оцениваемые показатели значительно выше. По данным органов здравоохранения США, РАС встречаются у одного из 59 детей.

Причины РАС до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.

За последнее время в мире выросла осведомленность об аутизме.

Приняв в 2015 году Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, международное сообщество подтвердило свою приверженность инклюзивному, доступному и устойчивому развитию. В этом контексте, по мнению ООН, участие людей с аутизмом имеет важное значение для реализации целей в области устойчивого развития (ЦУР).

Для активного участия в жизни общества для многих людей c аутизмом необходимым условием является доступ к недорогим вспомогательным технологиям, которые могут уменьшить или устранить барьеры. Но из-за высокой стоимости и недостатка информации в некоторых развивающихся странах более 50% людей, нуждающихся во вспомогательных устройствах, не могут их получить.

В России внедрением современных эффективных технологий работы с детьми с РАС в образовательных учреждениях с 2013 года занимается Фонд помощи детям "Обнаженные сердца". Проекты фонда реализуются в 10 школах и 27 дошкольных учреждениях Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Твери, Тулы и Москвы.

С сентября 2018 года началось тестирование образовательной программы для дошкольников с аутизмом, разработанной Минпросвещением. Программа нацелена на обучение детей самостоятельности, а также на ослабление зависимости от родителей и успешную интеграцию в общество. Апробация программы продолжится до января 2020 года.

При поддержке фонда "Обнаженные сердца" и фонда содействия решению проблем аутизма в России "Выход" в ноябре 2018 года РИА Новости запустило свой первый проект в формате виртуальной реальности (VR) "Механика аутизма". Соответствующее мобильное приложение дает возможность пользователю почувствовать себя человеком с расстройством аутистического спектра (РАС) и взглянуть на мир его глазами. При этом пользователь может не только пассивно воспринимать историю, но и взаимодействовать с ней: ходить, брать предметы, общаться с другими персонажами. Для полноценного взаимодействия с VR-проектом достаточно кардборда – недорогих картонных очков для смартфона.

2 апреля в знак солидарности с людьми с аутизмом, и их семьями, а также для привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма в мире ежегодно проходит акция "Зажги синим" (Light It Up Blue). В этот день в странах, присоединившихся к акции, здания подсвечивают синими прожекторами. В России в 2018 году акцию поддержали Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, Белгород, Кострома, Новосибирск и Люберцы.

Обеспечение равного доступа к качественному обучению и социализация детей с особыми потребностями также являются приоритетными задачами общего образования в городе Уфе.

В Уфе активно реализуется проект по обучению детей с расстройствами аутистического спектра. При содействии Автономной некоммерческой организации помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра «РАССВЕТ» в образовательных организациях внедрена модель инклюзивного образования. С 2017 года АНО «РАССВЕТ» начала реализацию проектов инклюзивного образования для детей с РАС «Ресурсная группа» и «Ресурсный класс» в городе Уфе. Благодаря этому на сегодняшний день 13 детей с РАС обучаются в условиях инклюзивного образования.

В сентябре 2018 года пилотный проект по обучению детей с расстройствами аутистического спектра объединил Детский сад № 233 и «Центр образования № 40 с углубленным изучением отдельных предметов». Вертикаль работы с детьми дошкольного и школьного возраста имеет свои положительные результаты, как для «особенных», так и для обычных детей.

Дети учатся милосердию и толерантности, вниманию к каждому человеку и совместному творчеству в рамках единого образовательного пространства. Родители в доступной форме получают консультационную и методическую поддержку.

Для организации инклюзивного образования с каждым ребенком ресурсного класса работает тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и супервизор.

 Материал подготовлен на основе информации РИА Новости (https://ria.ru/)